Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Самое главное условие для растущего организма дошкольного возраста является двигательная активность. Это естественная потребность в движении. Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно – развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
В систему оздоровительной работы в детском саду входят: создание условий, способствующих благоприятному развитию организма; организация рациональной двигательной активности детей; проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.
На базе нашего дошкольного учреждения созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционирует музыкальный, спортивный зал, имеется необходимое спортивное оборудование. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой возрастной группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть весь необходимый материал для самостоятельной двигательной деятельности, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудование для индивидуальной профилактической работы с детьми. В созданных физкультурных уголках накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, основам здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Можно выделить следующие формы организации двигательной активности:
- занятия в физкультурном зале и на спортивной площадке;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- оздоровительный бег;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
- физкультурные досуги, праздники;
Организация двигательного режима.
Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней. Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
•Традиционные
•Игровые
•Сюжетно-игровые
•Тренировочного типа
•Тематические
•Интегрированные-оздоровительные
•Занятия ритмической гимнастикой
•Занятия по интересам
•Занятия с использованием спортивных модулей
•Занятия – соревнования.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Отчет о значимых мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта "Здоровый дошкольник"
Основным средством реализации долгосрочного проекта "Здоровый дошкольник" является осуществление трех модулей: "Наши глазки", "Танцующий детский сад", "Мое здоровье"
Модуль "Наши глазки".
Цель - укрепление и сохранение зрения детей, формирование представлений о здоровом образе жизни. Проводим двигательные разминки, оздоровительные минутки, имитационные движения, самомассаж, гимнастика для глаз. В работе с детьми с нарушением зрения используем специальное и нестандартное оборудование: коррекционные дорожки, зрительные ориентиры, цветивую разметку на физкультурном оборудовании, массажеры.
Модуль "Танцующий детский сад"
Проект направлен на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника. В ДОУ создан цикл образовательных событий: фестиваль клубов "Любители танца", "Танцуем вместе", проведение литературно-музыкальных утренников "русские народные танцы".
Модуль "Мое здоровье"
В рамках реализации проекта проводятся следующие мероприятия: досуги "Сильные, ловкие, смелые", "Морское путешествие", "На зарядку по порядку". В марте 2018 года прошел смотр-конкурс "Физкультурные уголки в группах".